В недалеком прошлом

Дата добавления: 21.12.2011 · Просмотров: [1871]

 

В недалеком прошлом — чуть не вчера — все предметы изучались только по учебникам; учитель боялся делать какой-нибудь опыт и еще менее думал о том, чтобы дети сами приняли участие в этом опыте. К счастью, прошли те времена, когда люди смотрели на жизнь как на суету сует, когда уйти от общественной деятельности и от людей и погрузиться в самосозерцание считалось самым важным шагом к самосовершенствованию. Проходят и те времена, когда единственно ценною вещью считался разум.


Теперь люди приходят к убеждению, что мысль и поступок, впечатление и реакция, умственная жизнь и практическая деятельность должны быть связаны неразрывно друг с другом и одна переходить в другую и помогать ей. Когда у отдаленных предков наших впервые появились зачатки разума в степени, отличающей их от окружающих животных, этот разум служил им в борьбе за их существование. Удачная мысль, какая-нибудь хитрая выдумка сейчас же превращалась в практическое дело. Эта неразрывная связь между впечатлением, мыслью и делом повторялась столько бильонов раз, во стольких миллионах поколений, нам предшествующих, что уже по этому одному, если бы даже не существовало других, еще более глубоких оснований, она, закрепленная наследственностью, стала нашею природою. И теперь порывать связь между умом и волею, между мыслью и движением, между умственной работой и практическим делом было бы, и особенно в деле воспитания, крупною, непоправимою ошибкой.


Все доказывает, что за ощущением и представлением в большинстве случаев должно следовать соответствующее движение. Когда ученик что-нибудь усвоил, он должен как-нибудь выразить это усвоенное: в форме ли рисунка, посредством ли лепки, пения, жестикуляции или простого рассказа, устного или письменного изложения. Получив впечатление, ученик должен на него ответить, реагировать. Усвоение — это начало; выражение, изображение или реакция — это конец одного и того же естественного процесса, одного неразрывного целого.


И если этого почему-нибудь не произошло, если новая мысль или чувство не перешли в свое выражение, практическое действие или в какой-нибудь внутренний процесс, то эта мысль и чувство бесплодно испарятся в бездействии, замрут без всякой пользы для нашего развития. Такое обучение наполовину не может возбудить большого интереса к предмету, оно обрекает ребенка на скуку, вселяет отвращение к занятиям.


Человек же, как и все живое, развивается лишь тогда, когда он и думает, и чувствует, и действует. Выньте отсюда хоть одно звено, и развитие исчезнет, а начнется вырождение. И что замечательно: станут вырождаться обе стороны — и та, на долю которой осталась одна работа мысли, и та, на долю которой осталась лишь работа грубых рук.


Только что сказанное может одинаково относиться и к взрослому и к ребенку. Но между тем и другим огромная разница. У взрослого энергия, вызванная внешним раздражением, может иной раз почти вся без остатка уйти на внутреннюю мозговую работу, на размышление и не проявиться в движении, тогда как у ребенка почти всегда большая часть энергии переходит в движение. У взрослого развиты задерживающие центры, способные тормозить движения. У ребенка они почти в зародыше, и каждый образ почти беспрепятственно переходит сейчас же в действие.


Подвижность ребенка бросается в глаза самому ненаблюдательному человеку. Однажды летом на даче я с помощью шагомера, прикрепленного к платью моего шестилетнего сына, сосчитал число сделанных им шагов в течение одного дня. Оказалось, что он сделал более 28500 шагов, и это превышало число моих шагов в то же время почти втрое, хотя на даче я и заставлял себя гулять больше обыкновенного. Но, конечно, энергия ребенка проявляется не только в работе одних ног. Едва ли меньше участвуют в этой работе и руки и органы речи. Один психолог сосчитал число слов, произнесенных в течение дня нормальным пятилетним ребенком и другим, младшим ребенком. Оказалось, что первый произнес немного менее 15000 слов, а другой немного более. К сожалению, мы не имеем для сравнения цифры слов, произносимых взрослыми людьми в течение дня; и однако же и без экспериментов ясно, что ребенок произносит их больше, чем взрослый. И то же самое мы можем сказать и о движении его рук. Отличная фирма МКС производит угловые шкафы купе, фото можно посмотреть на сайте 3d-radius.ru . Доставка, установка и все это за сущие копейки.


Ничем неодолимую потребность ребенка в движении, его неукротимое стремление бегать, лазить, скакать, ломать, бросать, стучать, болтать, кричать хорошо знают квартирные хозяева, которые всегда справляются о числе детей при сдаче квартиры. Это хорошо знают и учителя школ, особенно мужских, где у непривычного человека заболит голова от необычайного шума, гама и стука. Неугомонное движение — вот самая характерная черта ребенка, вот господствующее свойство этого возраста.


Кто-то остроумно сказал, что ребенок думает мускулами и всем телом. И это правда. Один из учеников тверской школы сказал мне, что если он будет читать про себя (не вслух), он ничего не поймет. Мои дети не оставили ни одного особенно понравившегося им рассказа, сказки, повести, чтобы не изобразить наиболее ярких для них моментов в лицах. Они сейчас же сооружали сцену из кровати, стульев и т.п., распределяли между собою роли, собирали зрителей и начинали игру: пели, декламировали, боролись, устраивали дуэли, когда нужно, рычали, царапались, кусались.


Заставить маленького ребенка сидеть смирно, не двигать своими мускулами — очень трудно. Он недвижим только во сне (да и то далеко не в той мере, как взрослый); и заставляя ребенка быть неподвижным, вы располагаете его к дремоте. Правда, со временем и он будет располагать достаточно развитыми задерживающими центрами, и у него значительная часть энергии будет тратиться на размышление, но этот переход, это развитие новых центров происходит только постепенно. И ребенок долго будет немедленно откликаться на каждое сильное раздражение движением, будет подражать тому, что он видит, и плохому и хорошему, тому, что слышит, что ему рассказывают, — всему, что его интересует.


Ребенок сначала действует, а потом думает; взрослый, как известно, поступает наоборот. Маленький ребенок изучает окружающее посредством подражательных движений. Чего он, так или иначе, не скопировал, того он не знает. Задерживать его движение, предписывать ему неподвижность — значит действовать вопреки его природе, значит вредить его развитию.


Задержка движений ребенка приносит вред и его умственному развитию. Слабоумные дети не реагируют на впечатления среды, и это лишает их материалов для работы ума, приостанавливает их умственное развитие. Занятия с ненормальными детьми показали, что всего лучше начинать с движений, и чем успешнее идет обучение движениям, тем лучше идет и умственное развитие. Поэтому самым характерным признаком идиотизма считается приостановка в развитии мускулов. Никогда еще не удавалось успешное обучение слабоумных, если оно велось путем задержки мускульных движений.


С этой точки зрения нельзя не осудить те детские школы, где царит неподвижность, где слышен только голос учителя, где у детей работают только уши да глаза, где они слушают и смотрят, но не действуют. Статистическим путем (посредством опросных листов) определили, что самыми любимыми учебными предметами служат для мальчиков гимнастика и рисование, а для девочек — рукоделье, гимнастика и пение.


Здесь, очевидно, сказываются пресыщение детей словесными предметами и тоска по активной деятельности и по предметному обучению. К счастью, в наше время мы все чаще встречаем школы, где этот стародавний монастырский способ обучения отходит в область печальных преданий. Раньше, нежели в других странах, это движение обнаружилось в Англии. Там издавна школьник пользовался большею свободою, много двигался, играл, поражал наблюдателя своей веселостью и резвостью. Там, кроме словесного обучения, пользуются всеми другими приемами. Там знакомят детей с разными способами, посредством которых человек выражает свои чувства: музыка, живопись, скульптура, архитектура, танцы, разговор, жесты. Там предоставляют им возможность самим петь, рисовать, лепить модели, декламировать.


Мы смотрим на это движение как на первые попытки к тому, чтобы школа стала жизнью, а жизнь — школою. Об этом мечтал Гёте. В «Педагогической области» гениального поэта ничто не должно было отделяться от жизни. Например, для изучения иностранных языков образуется искусственная родина, и язык изучается посредством живой практики, разговора с окружающими. В земледелии, горном искусстве, скотоводстве и мастерских предметы изучаются в их естественной обстановке путем непосредственного участия в работах, а потому реальные знания не преподаются особо.


На первой ступени надо довольствоваться и самым грубым и простым исполнением работ, а на высших ступенях требовать более тонкой отделки. Это касается одинаково и лепки, и рисования, и письма, и игры на рояле, и всяких видов ручного труда, и пр. Наблюдения доказали, что, например, развитие мускулов руки у ребенка идет в последовательности, начиная от плеча и оканчивая пальцами. В соответствии с таким ходом развития мускулатуры развиваются и движения: грубые и простые вначале, тонкие, изящные, аккуратные в конце.


Но, не настаивая на аккуратности вначале, все же наши требования должны каждый раз идти немного выше того, что есть, но отнюдь не выше того, что ребенок может. При нарушении первого требования ребенок станет повторять лишь то, что он умеет, пойдет проторенными путями и ничему новому не научится; при нарушении же второго требования он скоро истощит запас своих сил, разочаруется в своих способностях, потеряет интерес к работе. Быть может, именно таким истощением сил надо объяснить то явление, почему так часто дети, подававшие большие надежды в детстве, не оправдывали этих надежд в зрелом возрасте.

Диета для мам

Читайте также:

Последние поступления
Диета продадим чтобы похудеть быстро, на 5кг, это средства эффективные, отзывы
Препараты тайские для убрать живот предлагаем быстро похудеть эти препараты по настоящему помогут...
Электромобили детские и велосипед Малыш
Предлагаю недорого б/у: - электромобиль- квадроцикл для детей от 3-х лет, Цвет: красный с желт...
Самые сильные препараты для похудения предлагает аптека, это китайская, Диета 7, чтобы убрать жир
Эффективно похудеть за 28 дней предлагает аптека ру. Это тайские капсулы лекарства для снижения в...
Эффективный способ похудения предлагает аптека низких цен, это тайская, Диета кг, чтобы похудеть
Лучшее средство для похудения без ущерба Вашему здоровью предлагает аптека ру быстро похудеть за ...
Правильное похудение предлагает аптека низких цен, это тайская, Меню диеты, чтобы похудеть
Капсулы IBS для быстро похудеть возможно похудеть за 28 дней без ущерба Вашему здоровью, эти лека...
Китайские для похудения таблетки предлагает аптека, это китайская, Диета 5, чтобы убрать жир
Препараты Regenon 25mg предлагаем для похудения эти лекарства продолжает сжигаться без изнуряющих...
Финские валенки KUOMA
Размер 22 в отличном состоянии , по стельке примерно 14 см, есть много недорогих брендовых вещей ...
Мокасины Aurlandskoen Англия
Стильные новые мокасины Англия, размер 34, размер по стельке 21,5 см, есть много недорогих брендо...
Полуботинки KandaROOS
размер 22 идеальное состояние, есть много недорогих брендовых вещей на сайте http://шопмани.рф/
Пинетки Miss Lovely
на 3-6 мес, размер по стельке 11 см, новые, есть много недорогих брендовых вещей на сайте http://...
Куртка Patrick
На 9-10 лет, осень-весна , рукав внутр. шов 35 см, есть много недорогих брендовых вещей на сайте ...
Куртка Mothercare
на 6-7 лет в идеальном состоянии, рукав внутр. шов 34 см, боковые наружные карманы, весна-осень, ...
Куртка Hippo Hoppo
на 6-7 лет, наполнитель синтепон, весна-осень, рукав внутр. шов 30 см, внутренние и наружные карм...
Комбинезон H&M
На 1-2 мес (56 см), подкладка хлопок , состояние хорошее, есть много недорогих брендовых вещей на...
Ветровка LE PETIT
12 мес на рост 74 см , рукав внутр. шов 20 см, состояние отличное, есть много недорогих брендовых...
Куртка Mothercare
На 6-9 мес, рукав внутр.шов 22 см , состояние новой вещи, есть много недорогих брендовых вещей на...
Мамам на заметку

Правильный макияж на каждый день

Правильный макияж на каждый деньПравильный макияж губ следует начинать с подводки, запомните это правило милые дамы и никогда не нарушайте.

Весенние обновления

Весенние обновления Самый лучший способ бороться с весенним авитаминозом и депрессией - изменить окружающую обстановку.

Все статьи >>>
Обо всем на свете

Составим список

крутые шмоткиНачнем с самого главного. Составьте список того, что уцелело после последней разборки шкафа. На бумаге. Знаю, это звучит скучно, но помяните мое слово, помимо того, что он укажет пробелы в вашем гардеробе, он еще и предотвратит появление чувства стыда после импульсивных покупок.

Дизайн ногтей для свадьбы

Для девушек свадебный день – одно из знаменательных событий в жизни. Разумеется, она желает выглядеть в этот день восхитительно. Для этого нужно потратить немалую сумму денег на шикарное платье, идеальную прическу, макияж и, конечно, роскошный маникюр.

Оформление свадебного стола цветами

Оформление свадебного стола В такой день, как свадьба, важно красиво оформить свадебный зал. Но в украшениях нуждаются не только стены, но и столы. А столы принято украшать цветами – это неотъемлемая часть сервировки в столь значимый день.

Фата готова.

фата Самым изящным и романтичным аксессуаром к свадебному наряду невесты по праву считается фата. Покрывая голову невесты, она символизирует невинность, чистоту, скромность, служит защитой от сглаза и «оберегом» в свадебный день.

Все статьи >>>