Дети любят сами.

Дата добавления: 21.12.2011 · Просмотров: [1667]

 

Дети любят сами что-нибудь мастерить, строить, клеить и пр. Это по преимуществу деятельные натуры. Почему бы не воспользоваться этой способностью детей, чтобы заставить их самих принять участие в изготовлении некоторых пособий?


Конечно, на первом месте должна стоять сама природа, на втором — предметы музея, а картины и рисунки — лишь на третьем месте. К картине мы прибегаем лишь тогда, когда не имеем ничего лучшего. Но надо ли прибавлять, что такие случаи очень часты, и особенно в начальных школах.


В нашей книге «Мир в рассказах» есть письменные упражнения, состоящие в описании родной местности. Пусть дети сами или на общей экскурсии или поодиночке собирают сведения для этих описаний. Почему бы не обмениваться школам такими работами, чтобы иметь материал для сравнения? Почему бы детям не завести переписки по этому и по другим поводам с учениками других школ, интересующих их либо по характеру местности, где они находятся, либо по другим причинам? Разумеется, все добытое учениками придется привести в известный порядок, и если это сделать при помощи самих учеников — это будет превосходным уроком предметного обучения классификации.


Мы против того, чтобы классификация составляла главное дело в преподавании естествоведения в школе. Но немного самостоятельных упражнений в классификации предметов, собранных самими детьми, было бы полезно, так как классификация дает метод, представляющий мощное средство в науке о природе, и ученики должны получать некоторое представление о том, как всего удобнее располагать материал в целях его наилучшего изучения.


Если поручить самим ученикам выбирать из своей среды хранителей этого музея — эти выборы и работа избранных лиц под контролем товарищей вместе с собиранием коллекции для музея будет подготовительной практическою школою к общественной деятельности.


Против собирания коллекций делают возражения; но все они имеют в виду не само коллекционирование, а злоупотребление им. Говорят, что дети, собирая коллекции, смотрят на это не как на серьезное учебное дело, а как на развлечение, на игру и спорт своего рода, что дети руководятся в данном случае не идеей, а простым инстинктом собирания, что дело это, как и всякий спорт, вводит детей в искушение — прибегать к хитрости и к другим нежелательным приемам, чтобы превзойти своих товарищей, что при накалывании насекомых и пр. может развиться жестокость, что собранные детьми материалы большею частью погибают бесплодно, никем не обработанные, не определенные, не классифицированные.


Но все эти возражения падают, если учитель сумеет показать детям, к каким важным выводам может привести обработка собранного по известному плану материала. Тогда к инстинкту собирания присоединяется еще идея и облагородить его. Без этого инстинкт заставил бы ребенка собирать почтовые марки или другую дрянь, а теперь он использует свой инстинкт с высокообразовательными целями. Вникая в жизнь природы, он станет больше любить ее, а при этом в нем не может образоваться жестокости к ней даже тогда, если ученья ради он будет накалывать жуков.


Не будем же злоупотреблять коллекционированием, не будем делать из него своего рода спорта, будем наблюдать, чтобы оно не сопровождалось жестокостью к животным, чтобы оно не развивало в детях жадности; но сохраним все то, что ценно в коллекционировании.


«Любовь к коллекциям, — пишет Джемс, — бесспорно, составляет основу всех занятий естественными науками, и, вероятно, еще никто не сделался хорошим естествоиспытателем, если в детстве не был усердным коллекционером». При участии многих детей в собирании коллекции будут двойные экземпляры тех же предметов, и ими было бы хорошо обмениваться с другими школами на предметы, которых недостает.


Участие детей в собирании коллекций, в производстве опытов сообщит этим занятиям характер самодеятельности. Мы подробно говорили о значении этого принципа обучения, и потому здесь можем ограничиться простою ссылкою на авторитет А. Дистервега, который писал: «То, чего человек не приобрел самостоятельно, того он вовсе не имеет; то, что он не сам обрисовал в себе, находится не в нем, а вне его».


Припомните, как описывает Гончаров детство Обломова и Штольца, как была вредна для Обломова эта постоянная опека над ним, эти помочи, эти услуги, и сколько пользы доставляла Штольцу самодеятельность, этот простор и свобода для личных наблюдений над природою, над жизнью, над мастерскими и, наконец, над народом. Кто, зная воспитание Штольца, не повторит вместе с его отцом: «О, это добрый бурш; он не пропадет». Можно быть немного недовольным Штольцем за отсутствие в нем идеализма, за слишком узкий практический ум; но здесь надо искать причины совсем не в том, что его самостоятельности был предоставлен такой широкий простор. К большому сожалению, современная школа, с преобладанием в ней дидактического метода преподавания, не развивает, а губит самодеятельность учеников. В связи с этим наблюдением приводят тот факт, что в стране науки и гениев, в Англии, огромное большинство выдающихся ученых и изобретателей — самоучки, обязанные всем своим развитием самим себе, а не школе.


Выше мы говорили о необходимости движений, работы в детской школе. Но мы должны оговориться. Я не хотел бы, чтобы меня причислили к тем педагогам, которые хотели бы все воспитание свести к одному физическому труду. Они полагают, что мускульный труд, ремесло, огородничество и пр. — такое же универсальное средство для развития, каким в былое время считалось исключительно книжное обучение. Нет, это еще более вредная крайность, чем то, против чего они борются. Плохо злоупотреблять книгою; но изгнать ее из обучения во имя ручного труда — это было бы новым возвращением к временам варварства.


В литературе хранится вся культура, выстраданная и добытая человечеством в течение тысячелетий. Литературе мы все обязаны тем, что есть в нас самого лучшего. В литературе мы найдем и те идеи воспитания, которые проводятся крайними последователями универсальности ручного труда. Без литературы очень скоро исчезли бы на земле и наука, и искусство, и просвещение, вся цивилизация, вся культура. Недаром все враги просвещения были всегда и врагами книги. Литература нужна и ремесленнику и земледельцу.


Мы не можем согласиться и с теми, кто во имя новых веяний хочет превратить школу в простую мастерскую, где шьют, пилят, строгают, но где изгнаны совсем и книга и умственный труд. Слепо следовать принципу Ф. Фребеля: «Все, что ребенок видит, он должен делать и руками» — будет большою ошибкою. Надо делать не все, что видишь, а лишь то, что нужно для образования. Если важен мускульный труд, то еще более важно умственное развитие. Скажем больше: само развитие мускульной деятельности у ребенка необходимо, главным образом, как нормальное дополнение для его умственного развития. Но этот путь нормален только в раннем детстве. Плохо, если мускулатура будет господствующим органом и в зрелом возрасте.


Физическая храбрость дуэлиста далеко не тождественна с гражданским мужеством общественного деятеля. Дело в том, что упражнения воли в одном физическом отношении развивают ее только в этом отношении и ни в каком другом. Дело в том, что человек состоит не только из органов движений, но и из органов ума.


Можно быть знаменитым борцом в цирке, вызывать рукоплескание толпы и, как это очень часто бывает со знаменитыми силачами, быть неразвитым ни в умственном, ни в эстетическом, ни в нравственном отношении. Можно обладать изумительным физическим мужеством военного героя, или медвежьего охотника, или дуэлиста и не обладать ни каплей гражданского мужества.


Нет, мы не хотим ручного труда для него самого. Мы хотим гармонии в развитии. Мы не хотели бы заставлять мальчика шить, стряпать, подавать на стол, убирать со стола и пр. только потому, что это ручной труд. Мы не хотели бы пренебрегать умственным и нравственным развитием, литературою, искусством во имя ручного труда. Мы хотели бы, чтобы ручной труд всякий раз выражал какую-нибудь важную в воспитательном отношении идею, образ, чтобы этот труд занимал не командующее, а подчиненное положение. Мы хотели бы, чтобы повелевала голова, а не руки. Физический труд необходим, но его одного мало. В раннем детском возрасте его должно быть больше, а в старших классах меньше. Книжные занятия в раннем детстве должны быть сокращены, но все же не изгнаны совершенно. В старших классах ручной труд должен занимать второстепенное место, но точно так же не должен быть совсем исключен из программы. А главное, везде — и в младших и в старших классах, он должен быть приведен в связь со всеми остальными занятиями.

Диета для мам

Читайте также:

Последние поступления
Диета продадим чтобы похудеть быстро, на 5кг, это средства эффективные, отзывы
Препараты тайские для убрать живот предлагаем быстро похудеть эти препараты по настоящему помогут...
Электромобили детские и велосипед Малыш
Предлагаю недорого б/у: - электромобиль- квадроцикл для детей от 3-х лет, Цвет: красный с желт...
Самые сильные препараты для похудения предлагает аптека, это китайская, Диета 7, чтобы убрать жир
Эффективно похудеть за 28 дней предлагает аптека ру. Это тайские капсулы лекарства для снижения в...
Эффективный способ похудения предлагает аптека низких цен, это тайская, Диета кг, чтобы похудеть
Лучшее средство для похудения без ущерба Вашему здоровью предлагает аптека ру быстро похудеть за ...
Правильное похудение предлагает аптека низких цен, это тайская, Меню диеты, чтобы похудеть
Капсулы IBS для быстро похудеть возможно похудеть за 28 дней без ущерба Вашему здоровью, эти лека...
Китайские для похудения таблетки предлагает аптека, это китайская, Диета 5, чтобы убрать жир
Препараты Regenon 25mg предлагаем для похудения эти лекарства продолжает сжигаться без изнуряющих...
Финские валенки KUOMA
Размер 22 в отличном состоянии , по стельке примерно 14 см, есть много недорогих брендовых вещей ...
Мокасины Aurlandskoen Англия
Стильные новые мокасины Англия, размер 34, размер по стельке 21,5 см, есть много недорогих брендо...
Полуботинки KandaROOS
размер 22 идеальное состояние, есть много недорогих брендовых вещей на сайте http://шопмани.рф/
Пинетки Miss Lovely
на 3-6 мес, размер по стельке 11 см, новые, есть много недорогих брендовых вещей на сайте http://...
Куртка Patrick
На 9-10 лет, осень-весна , рукав внутр. шов 35 см, есть много недорогих брендовых вещей на сайте ...
Куртка Mothercare
на 6-7 лет в идеальном состоянии, рукав внутр. шов 34 см, боковые наружные карманы, весна-осень, ...
Куртка Hippo Hoppo
на 6-7 лет, наполнитель синтепон, весна-осень, рукав внутр. шов 30 см, внутренние и наружные карм...
Комбинезон H&M
На 1-2 мес (56 см), подкладка хлопок , состояние хорошее, есть много недорогих брендовых вещей на...
Ветровка LE PETIT
12 мес на рост 74 см , рукав внутр. шов 20 см, состояние отличное, есть много недорогих брендовых...
Куртка Mothercare
На 6-9 мес, рукав внутр.шов 22 см , состояние новой вещи, есть много недорогих брендовых вещей на...
Мамам на заметку

Правильный макияж на каждый день

Правильный макияж на каждый деньПравильный макияж губ следует начинать с подводки, запомните это правило милые дамы и никогда не нарушайте.

Весенние обновления

Весенние обновления Самый лучший способ бороться с весенним авитаминозом и депрессией - изменить окружающую обстановку.

Все статьи >>>
Обо всем на свете

Составим список

крутые шмоткиНачнем с самого главного. Составьте список того, что уцелело после последней разборки шкафа. На бумаге. Знаю, это звучит скучно, но помяните мое слово, помимо того, что он укажет пробелы в вашем гардеробе, он еще и предотвратит появление чувства стыда после импульсивных покупок.

Дизайн ногтей для свадьбы

Для девушек свадебный день – одно из знаменательных событий в жизни. Разумеется, она желает выглядеть в этот день восхитительно. Для этого нужно потратить немалую сумму денег на шикарное платье, идеальную прическу, макияж и, конечно, роскошный маникюр.

Оформление свадебного стола цветами

Оформление свадебного стола В такой день, как свадьба, важно красиво оформить свадебный зал. Но в украшениях нуждаются не только стены, но и столы. А столы принято украшать цветами – это неотъемлемая часть сервировки в столь значимый день.

Фата готова.

фата Самым изящным и романтичным аксессуаром к свадебному наряду невесты по праву считается фата. Покрывая голову невесты, она символизирует невинность, чистоту, скромность, служит защитой от сглаза и «оберегом» в свадебный день.

Все статьи >>>